Menu

Поддержите проект, разместите новость в своей ленте!

Ростислав Ищенко: О чём говорили семь президентов.

  • Автор 

putin odkb -768x511

В столице Киргизии Бишкеке 14 апреля состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Мероприятие проходило в крайне сложной международной обстановке, к тому же на фоне недавних серьезных разногласий между Россией и Белоруссией по вопросам функционирования экономических механизмов ЕАЭС.

Зная упорство белорусского президента Александра Лукашенко в отстаивании своей позиции, можно было заранее предположить, что на саммите Минск попытается вынести интересующие его вопросы на обсуждение. И Лукашенко попытался.

В этом нет ничего удивительного или предосудительного. Понятно, что Белоруссия находится с Россией в разных весовых категориях. Ей очень трудно в двустороннем режиме отстаивать свою позицию в дискуссии с пятой экономикой мира, опирающейся на вторую в мире военную мощь. Логично попытаться привлечь в союзники остальных членов ЕАЭС. Тем более, что в Минске имели все основания считать, что свои претензии к России найдутся у каждого.

Естественной задачей России, ведущей тяжелую позиционную борьбу с США, была демонстрация единства собранного вокруг Москвы экономического союза. Равным образом необходимо было показать укрепление военно-политической интеграции в рамках ОДКБ (страны ЕАЭС + Таджикистан). Монолитность позиции ЕАЭС выгодно оттеняла позицию России на фоне погрязшего в склоках Запада, не способного толком договориться ни в рамках НАТО, ни в рамках ЕС. И наоборот, если бы саммит в Бишкеке сосредоточился на обсуждении взаимных претензий, международные позиции Москвы оказались бы подорванными.

Накануне встречи в Бишкеке Россия могла твердо рассчитывать на благожелательную позицию Киргизии. Президент страны Алмазбек Атамбаев явно желает, чтобы год президентства Киргизии запомнился существенным прорывом в развитии евразийской интеграции. Председательствовавший на заседании Алмазбек Атамбаев действительно сделал все, чтобы направить дискуссию в конструктивное русло.

Однако, если бы остальные участники встречи не были бы настроены так же конструктивно и поддержали бы попытку Белоруссии сосредоточиться на обсуждении взаимных претензий, президент Киргизии ситуацию бы не спас. Впрочем, очевидно, что российский президент Владимир Путин не зря в месяцы, предшествовавшие бишкекской встрече, активно встречался с партнерами по ЕАЭС.

Нурсултан Назарбаев отметил, что ситуация в торговле между членами ЕАЭС начала улучшаться. Неизвестно, заметил ли бы это улучшение казахстанский лидер или предпочёл бы дождаться более устойчивой тенденции, но согласие России на активизацию сотрудничества в космической сфере (без которого космодром «Байконур» остался бы исключительно памятником советской космонавтике, а так будет приносить живые деньги Астане) явно стимулировало желание сосредоточиться на хорошем и развивать успех.

Ереван в прошлом году также несколько раз намекал на желательность получения более льготного режима партнерства в рамках ЕАЭС. Однако ряд экономических вопросов был решен в ходе встречи президентов Путина и Саргсяна, а в Бишкеке к тому же повели неформальный саммит ОДКБ, на котором секретарь армянского Совбеза Юрий Хачатуров был назначен генеральным секретарем организации Договора о коллективной безопасности. Неудобно омрачать разногласиями столь прекрасный момент.

На встречу ОДКБ в Бишкек прибыл и президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Таджикистан до сих пор решает, интересно ли ему членство в ЕАЭС. Но совсем недавно Владимир Путин пообещал Эмомали Рахмону решить проблему примерно 200 тыс работавших в России таджиков. Эти люди временно потеряли право въезда в Россию, а значит — и возможность кормить свои семьи, попав под норму о двух административных правонарушениях, после которых происходит депортация. Понятно, что в такой ситуации Эмомали Рахмон был склонен неформально (всё же Таджикистан не член ЕАЭС) поддержать российского президента.

Кроме того, в Бишкеке оказался и седьмой президент (при том, что в ЕАЭС пять членов). Президент Молдавии Игорь Додон присутствовал в качестве наблюдателя. У Додона внутриполитическая ситуация тяжелая. Хоть он и победил на прямых всенародных выборах президента, всё же Молдавия остаётся парламентской республикой, а парламент и правительство контролируют правые – оппоненты Додона.

Пока молдавский парламент не будет переизбран и не сформирует новое правительство, Додон практически не имеет рычагов для выполнения своих предвыборных обещаний. Но, чтобы не растерять до парламентских выборов авторитет и привести свою партию на них к победе, необходимо постоянно демонстрировать не просто желание выполнить обещанное, но, хоть маленькие, но успехи на этом пути.

Символическое присутствие Додона за столом переговоров в Бишкеке – четкий сигнал его избирателям, что президент следует обещанным курсом. Нет сомнений, что Додон был кровно заинтересован, чтобы встреча в Бишкеке прошла без сучка и задоринки, продемонстрировав нерушимое единство и значительный потенциал ЕАЭС.

В общем, вместо пяти президентов стран-членов ЕАЭС в Бишкеке присутствовали семь глав государств. Из них шесть были заинтересованы в конструктивном характере встречи.

Надо отдать должное Лукашенко. Он намеком обозначил свою позицию, но, осознав, что она не найдёт поддержки коллег и в одиночестве останется не Россия, а Белоруссия, не стал на ней настаивать, включившись в общую работу. Так что демонстрация единства, потенциала и перспектив получилась на славу. Осталось только все это реализовать.

Впрочем, накануне начала саммита, когда президенты уже слетались в Бишкек, Владимир Путин сделал важное заявление. Он сообщил, что Россия будет бороться с попытками цветных переворотов, чтобы не допустить их не только у себя, но и в ОДКБ в целом. Пожалуй, впервые сфера ответственности России очерчена настолько четко, недвусмысленно и на высшем политическом уровне. Сомнений не должно остаться ни у друзей, ни у врагов. Как любят говорить наши друзья и партнеры на Западе, «красная линия проведена».

Думаю, что занятие Москвой жесткой позиции в вопросе о сфере ответственности также повлияла на конструктивность последующих переговоров. В конце концов, призрак цветного переворота – ужас любого постсоветского руководителя.

Российские гарантии в этом вопросе не только придают стабильность действующим политическим режимам, но и обеспечивают сохранение преемственности. Это также стимулирует ориентацию постсоветских стран на Москву, что, в свою очередь способствует расширению ЕАЭС и ОДКБ, углублению интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Ростислав Ищенко, МИА «Россия сегодня»

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Наверх
Пред След
Пред След
Пред След
Пред След
Константин МОчар: Неформат по воскресеньям * Рассказ «За евреев»

08 октября, 2017

Константин МОчар: Неформат по воскресеньям * Рассказ «За евреев»

В своё время, вскоре после того, как  начал   писать и  публиковать  на  КОНТе   тексты с  претензией н...

Почему законы Порошенко разрушат конструкцию "Минска". Ростислав Ищенко

07 октября, 2017

Почему законы Порошенко разрушат конструкцию "Минска". Ростислав Ищенк…

Франция и Германия вполне способны пойти на фиксацию фактического денонсирования минских соглашений Киевом и снять с себя ответственность ...

Последствия «реинтеграции». Ростислав Ищенко

07 октября, 2017

Последствия «реинтеграции». Ростислав Ищенко

Закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупиро...

Утешительный приз. Ростислав Ищенко

01 октября, 2017

Утешительный приз. Ростислав Ищенко

Надо отдать должное Курту Волкеру. Это — настоящий дипломат, умеющий высказаться так, что и волки сыты, и козлы довольны, и капуста ...

101 life

Администрация сайта не несет ответственности за содержание материалов размещенных на сайте независимыми авторами. Проект является независимым и придерживается свободы слова. Все права на материалы принадлежат их авторам.

Real time web analytics, Heat map tracking

101 life

Яндекс.Метрика
Besucherzahler
счетчик посещений
Рейтинг@Mail.ru