Menu

Поддержите проект, разместите новость в своей ленте!

Крымская развязка

  • Автор 
Крымская развязка

Строительство моста через Керченский пролив ведется, хотя и продолжает дорожать. Но это одна сторона вопроса. Вторая же состоит в том, что надлежащей транспортной инфраструктуры на подходах к нему пока нет, а ее создание – дело едва ли одного года.

Если такая диспропорция сохранится, колоссальные финансовые вложения в создание моста рискуют оказаться «омертвленными». Транспортные пробки будут возникать и на входе, и на выходе. Эти проблемы обсуждались на заседании президиума Госсовета в Керчи.

По словам Владимира Путина, строительство моста идет хорошими темпами, но нужно на качественном уровне подготовить автомобильные и железнодорожные подходы к нему, обеспечить всю сопутствующую инфраструктуру со стороны Краснодарского края и на территории Крыма. Тем более, отметил президент, что «объем грузопотоков растет, но железнодорожная система в направлении портов черноморского бассейна фактически на пределе своих возможностей. Автомагистрали перегружены, потенциал внутреннего водного транспорта используется слабо».

Тревожные тренды в развитии грузопотоков в этом регионе стали проявляться еще в конце 70-х годов. Но, похоже, должных выводов тогда не сделали. Уже 30 лет и более остаются без движения проекты создания сети железных дорог, портов, паромов, призванных упростить и ускорить транспортно-экономические связи Крыма с Большой землей. Подчеркнем: сегодняшние проблемы, связанные с перевозками между полуостровом и другими регионами страны, эксперты предвидели еще в 50–60-х годах. Потому и разрабатывались те проекты.

По понятным причинам руководство УССР после получения хрущевского подарка было мало заинтересовано в развитии экономических связей и соответственно транспортных артерий между Крымом и РСФСР. Едва ли что-то изменилось после 1991-го, если не считать многочисленных деклараций о намерениях…

Так или иначе, до сих пор отсутствуют, к примеру, стыковки между стальными магистралями, обеспечивающие кратчайшее сообщение между черноморско-азовскими, в том числе крымскими, и каспийско-нижневолжскими портами РФ. Хотя многие такие артерии были запланированы еще в первой половине – середине 50-х годов, проектировались в середине 70-х. Речь идет, в частности, о железных дорогах в Краснодарском Приазовье – к соседнему с Крымом порту Темрюк (северо-восточнее Тамани), об стальной магистрали Славянск-на-Кубани – порт Ачуево. Кстати, этот последний, запланированный еще в первой половине 50-х годов, тоже пока не построен.

Существуют проекты паромных трансазовских линий, соединяющих Керченский район с портами Ейск, Таганрог. Создание таких переправ не единожды предлагалось в 60–70-х годах экспертами Института комплексных транспортных проблем при Госплане СССР.

Необходимо учитывать и увеличение пропускной способности действующих железных дорог. Во-первых, в сопредельном с Крымом приазовском регионе Краснодарского края. Во-вторых, тех участков железнодорожной сети (в основном в его центральной части), которые «выводят» перевозки, в том числе из Крыма, на стальные магистрали Северного Кавказа и Прикаспийско-Нижневолжского региона страны. Как нас учили в МИИТе и других транспортных вузах, все вопросы такого рода нужно решать параллельно, синхронно, а не рассредоточивать по годам, тем более на неопределенные сроки. Ибо народным хозяйством востребована не «фрагментарная», а целостная транспортно-экономическая система, в данном случае – юга России. Она, как показывает отечественная и общемировая практика, не может ограничиваться лишь мостом через Керченский пролив.

Между тем перевозки товаров между Крымом и другими регионами страны, по имеющимся данным, если и растут, то медленно. И проблема не только в сверхвысокой нагрузке на паромную переправу. Но и, повторим, в отсутствии высокопропускных железных и автомобильных дорог примыкания, и в перегруженности транспортной сети в соседних районах Краснодарского края.

Все более затруднительна по тем же причинам своевременная доставка в Крым разнообразной продукции из других регионов РФ. Напомним, что транспортно-экономические связи Крыма с другими регионами России имеют не только экономическое, но и геополитическое значение.

Словом, комплексного подхода ко всем этим вопросам пока не просматривается, а отсюда, собственно, и ожидаемые проблемы на входе и выходе.

Как отметил на заседании президиума Госсовета в Керчи Владимир Путин, на дорожное строительство в Крыму добавлено пять миллиардов рублей. «Всего по году получилось 18 миллиардов рублей. Это в принципе солидные средства. Можно бы еще добавить, но дело уже не в объемах, а в том, как осваиваются эти ресурсы».

Минимум двукратное увеличение грузопотоков в обоих направлениях благодаря мосту существенно ускорит социально-экономическое развитие полуострова, но и резко усилит нагрузку на железные дороги Крыма. Особенно на те, что примыкают к мостовому переходу в Керчи, то есть к восточному Крыму. В этом районе действует лишь одна железная дорога (Керчь – Владиславовка) с маломощной веткой на близлежащий Феодосийский порт.

Интересная деталь: от Владиславовки до сих пор нет кратчайшего, то есть прямого железнодорожного пути в другие районы Крыма: магистраль уходит на северо-восток полуострова, к Джанкою. А уже оттуда спускается к Симферополю, Севастополю, Евпатории. Лишнее расстояние, которое приходится преодолевать грузам, следующим по такому транскрымскому маршруту, превышает 250 километров. И это не только удорожает перевозки, а еще и чревато дорожными тромбами в восточнокрымском районе, примыкающем к мосту.

Требуется не просто увеличение пропускной способности всех крымских железных дорог, но и, подчеркнем, создание прямой железной дороги Владиславовка – Симферополь, спланированной опять-таки еще в начале 50-х годов.

Строительство этой линии наметили после марта 2014-го, но уже в 2015 году ее создание отнесли на период до 2030-го. Но мост-то через пролив планируют ввести в эксплуатацию на восемь-девять лет раньше…

В целом все вышеупомянутые проекты проистекают из дореволюционной, советской да и из общемировой практики создания и эксплуатации магистралей, схожих с крымским мостом. Если он не будет дополняться разветвленной, не перегруженной сетью примыкающих артерий и портов, то колоссальные деньги в его строительство вполне могут оказаться в буквальном смысле закопанными в землю. Это может обернуться куда более сложными проблемами – не только транспортными – на всем юге России.

Справка «ВПК»

Первые проекты постоянного транспортного перехода через Керченский пролив относятся к периоду Крымского ханства.

К 1940 году в СССР спроектировали железную дорогу от Херсона до порта Поти (Грузия) через Керченский пролив. Проект не был реализован из-за Великой Отечественной войны.

В 1943 году немецкие войска навели через пролив понтонный мост. Берлин требовал строить постоянный мост, но фашистов выбили с территории раньше, чем появился проект.

В 1944 году после освобождения Крыма за семь месяцев был построен Керченский железнодорожный мост. Его длина составила 4,5 километра, ширина – 22 метра. Но в конце февраля 1945-го из-за погодных условий почти все опоры моста оказались разрушены.

В 1949 году в МПС подготовили проект двухуровневого транспортного перехода для железнодорожного и автомобильного транспорта, параллельно паромной переправе Крым – Кавказ. Проект утвердили в 1951 году, но весной 1953-го законсервировали...

После 1991 года было разработано около 20 проектов транспортного сообщения через пролив. Но их доводке помешали споры о российско-украинской границе и стойкое нежелание Киева укреплять экономические связи Крыма с Россией. Вдобавок находящаяся посередине пролива коса Тузла была размыта и стала островом, оторванным от Тамани еще в 70-х, что технически затрудняло строительство моста. В 2003 году РФ начала восстанавливать косу искусственной дамбой. Но это привело к спору между Украиной и Россией по принадлежности Тузлы. Строительство дамбы прекратилось.

В октябре 2005 года крымский премьер-министр Анатолий Бурдюгов заявил, что в Крыму изучают проект подземного перехода-тоннеля через Керченский пролив, а в 2006-м украинский Минтранс готовил проекты моста. Но все это было заморожено Киевом под предлогом неурегулированности границы между РФ и Украиной в проливе.

21 апреля 2010 года президенты России и Украины подписали Харьковские соглашения, где отмечалась целесообразность возведения моста. В 2011–2012-м украинские власти поручили продолжить разработки, но при условии принадлежности моста Украине.

Автор: Алексей Чичкин

Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/33158

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Наверх
Пред След
Пред След
Пред След
Пред След
Пред След
Пред След
Если не решить проблему Донбасса, то вся Украина станет проблемой. Ростислав Ищенко

27 июня, 2017

Если не решить проблему Донбасса, то вся Украина станет проблемой. Ростислав Ище…

Переговоры в формате "нормандской четверки" по урегулированию ситуации в Донбассе проводятся с июня 2014 года. Тог...

Путь Порошенко: из Европы — в импичмент. Ростислав Ищенко

23 июня, 2017

Путь Порошенко: из Европы — в импичмент. Ростислав Ищенко

Оценка европейской части международного турне Порошенко была дана еще до его начала. И дали ее украинские политики. Подконтрольные партии ...

Ростислав Ищенко: Беги, Петр, беги!(Киевский тупик) 20.06.2017 (Видео)

20 июня, 2017

Ростислав Ищенко: Беги, Петр, беги!(Киевский тупик) 20.06.2017 (Видео)

ИЩЕНКО: Я не знаю, Порошенко виднее, он в принципе, о фантастической поддержке начал заявлять еще до отъезда в Соединенные Штаты. Причем, ...

Внеблоковая Россия и кошмар коалиций. Ростислав Ищенко

19 июня, 2017

Внеблоковая Россия и кошмар коалиций. Ростислав Ищенко

Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана, представитель высшего руководителя Ирана, бывший министр обороны Ирана Али Шамха...

101 life

Администрация сайта не несет ответственности за содержание материалов размещенных на сайте независимыми авторами. Проект является независимым и придерживается свободы слова. Все права на материалы принадлежат их авторам.

Real time web analytics, Heat map tracking

101 life

Яндекс.Метрика
Besucherzahler
счетчик посещений
Рейтинг@Mail.ru