Menu

Поддержите проект, разместите новость в своей ленте!

Константин МОчар: ТУ-160: Властитель небес в пассажирском варианте...

834760

Гражданский авиалайнер на базе ракетоносца Ту-160. Реально ли?

Есть такой самолёт - Ту-160. За красоту, за изящество полёта, и за то, что очень благородным делом занят (мирное небо наше защищает) его назвали «Белым лебедем». Участие в конструировании данного самолёта в своё время принимали КБ Мясищева, Сухого и Туполева, наибольшую интеллектуальную «лепту» внесли в проект конструкторы Мясищева. Но так как задачу надо было решать очень срочно, а наибольший опыт по проектированию и внедрению в производство тяжёлых сверхзвуковых машин (Ту-144 и семейство Ту-22) наличествовал у КБ Туполева, именно они разработали окончательный проект и выпустили самолёт в небо.

Только США и Россия имеют подобное оружие, но именно наш, именно этот самолёт до сих пор является непревзойдённым в своём классе по целому ряду характеристик. И так как Россия снова становится одним из ведущих игроков на мировой шахматной доске, подобные самолёты, и в немалом количестве, нам очень нужны.

С одной стороны, ресурс немногочисленных Ту-160, изготовленных ещё в советское время, не бесконечен, и, с другой стороны, конструкция самолёта имеет огромный запас по возможности дальнейшей модернизации. Поэтому и было решено восстановить его производство - с применением новых технологий, нового оборудования, новых подходов в проектировании и серийного производства таких машин.

25 января 2018 года «Президент РФ Владимир Путин, находящийся с рабочим визитом в Казани, посетил Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова, где понаблюдал за первым демонстрационным полётом модернизированного Ту-160М» (1)

Известно, что нам надо думать не только о производстве нашего вооружения, в максимально передовом его варианте и на принципах разумной достаточности, не только о производстве отдельных его видов на экспорт. Надо иметь в виду и необходимость сохранения конструкторских и производственных коллективов, на случай потребности резкого наращивания вышеуказанного количества.

Поэтому и нужна разумная конверсия, которая, к тому же, была бы ещё и дополнительным стимулом для появления новых видов и образцов гражданской продукции, повышения её качества.

Видимо, ещё и в связи со всем вышесказанным, в разговоре с работниками вышеуказанного авиационного завода, наш президент выдвинул идею об одном из возможных путей будущей конверсии. А именно - несколько позже, после производства основного количества необходимых ВКС боевых «Белых лебедей», сконструировать и запустить в серию гражданский сверхзвуковой самолёт на базе (то есть с использованием конструкции) Ту-160.

На данном предложении хочется остановиться особо. Так, мы знаем, что в 2005 году Путин летал на Ту-160 в кресле командира экипажа. А ещё – что и тот полёт, и сам самолёт ему очень понравился, то есть наш президент пристрастен.

С другой стороны - довольно недавно, 14 ноября 2017-го, появилась статья «Сверхзвуковой бизнес-джет «Туполеву» пришлось бы создавать с нуля» (2) В ней рассказывается, что «заместитель гендиректора компании «Туполев» по проектированию, НИР и ОКР Валерий Солозобов» говорил, что «богатые иностранцы регулярно обращаются в компанию «Туполев» с просьбами сделать личный пассажирский сверхзвуковой самолет из российских бомбардировщиков Ту-160 и Ту-22М3.

Но в компании отказываются разрабатывать такой лайнер, поскольку гораздо дешевле заново сделать его без тех технологий, которые использовались при создании ракетоносцев. К тому же, в Ту-160 есть секретные технологии».

А ещё - что «компания «Туполев» может создать сверхзвуковой гражданский бизнес-джет на 20–25 пассажиров. «Думаю, в ближайшее время реально можно сделать только административный самолет на сверхзвуке. Он был бы небольшой размерности, но с большой дальностью полета, и перевозил бы 20–25 бизнесменов за пару часов на несколько тысяч километров. Создание вот такого самолета – это реально. Возможности для этого существуют, но нужен заказчик» (там же).

А ещё в статье рассказывается о целом ряде проблем, связанных с проектированием и изготовлением гражданского сверхзвукового самолёта.

В-первых, «при полете на сверхзвуковой скорости образуются ударные волны, которые оказывают давление на аэродинамические характеристики лайнера. (А ещё) …сверхзвук создает серьезный дискомфорт и для пассажиров, и даже для людей на земле, когда самолет пролетает над населенными пунктами. В итоге, полеты гражданских самолетов над сушей со сверхзвуковой скоростью по международным правилам ИКАО запрещены». Плюс к этому проблемы с экономичностью, и, соответственно, со спросом, с «инвестициями, кратно превосходящими разработку нового дозвукового лайнера» (2)

Однако, всё же - одно дело, если какие-то бизнесмены что-то там предлагают или просят, и совершенно другое, если это идея нашего президента. Тем более – человека, который, как мы знаем, ко всему подходит весьма основательно. Совершенно не исключено, что перед озвучиванием такой идеи Путин уже успел проконсультироваться с авиационными специалистами на предмет подобной модификации.

Конечно, есть вероятность, что, восхищённый полётом нового самолёта, он мог не сдержать чувств и «выдать» мысль экспромтом, но, мне кажется, она небольшая.

С другой стороны, Ту-160 - самолет с крылом изменяемой стреловидности, что даёт «…множество преимуществ, но приводи(т) к увеличению массы и к значительному усложнению конструкции за счет введения поворотного узла консолей крыла…. Существенным недостатком крыла с изменяемой стреловидностью является увеличение массы самолета, вследствие наличия шарнира и механизма поворота консолей крыла. Согласно проводившимся расчетам, потеря массы на шарнирном узле превышает 4% взлетной массы…» (3)

На идею превращения стратегического бомбардировщика Ту-160 в пассажирский самолёт отреагировали и на Западе. Так, на Би-би-си только что появилась статья под названием «Гражданский авиалайнер на базе ракетоносца Ту-160. Реально ли?» С подзаголовком, который очень соблазнительно было бы поставить под названием и нашей статьи «Ту-160 – самый большой боевой самолёт в мире, но сможет ли он стать авиалайнером?»

Конечно, надо учитывать и то, что это Би-би-си, то есть один из голосов наших западных недоброжелателей - верить им «можно, но осторожно» и только после очень тщательного рассмотрения материала. Однако, на первый взгляд, статья как бы весьма дельная, хотя и видно большое желание однобоко подбирать факты - не показывать, как можно реализовать идею нашего президента, а  доказывать, почему это невозможно.

Сначала автор Павел Аксёнов признаёт, что «самые известные и успешные проекты конверсии бомбардировщиков в пассажирские самолеты - советские авиалайнеры Ту-104 и Ту-114. Первый был переделан из реактивного бомбардировщика Ту-16, второй - из стратегического бомбардировщика Ту-95 с турбовинтовыми двигателями, который в модернизированном варианте остается на вооружении российских ВВС до сих пор.

В обоих случаях главной причиной разработки лайнеров на основе бомбардировщиков была попытка сэкономить средства, время и ресурсы конструкторских бюро. Однако и в том, и в другом случае гражданская версия сильно отличалась от военной. И в том, и в другом случае инженерам пришлось практически полностью переделывать фюзеляж.

Во-первых, для пассажирского самолета не годилась схема расположения крыла в середине фюзеляжа (схема "среднеплан"), гражданские авиалайнеры обычно строят по схеме "низкоплан". Во-вторых, диаметр фюзеляжа военного самолета обычно меньше, чем у гражданского, и его пришлось расширять при конверсии.

Тем не менее, в обоих случаях конструкторам удалось создать довольно удачные для своего времени пассажирские самолеты на основе военных. Правда, ни гражданские, ни военные версии этих самолетов не были сверхзвуковыми».

Я (КМ) могу подтвердить, что ширина фюзеляжа Ту-160 меньше, например, от пассажирского Ту-144, при сравнимой длине корпуса. По моим данным, ширина салона Ту-144 была 2,6 метра, в то время как фюзеляж Ту-160 – 2,1 метра (а салон внутри этого фюзеляжа будет ещё меньше). И, при той же сравнимой длине (54,1 м. у Ту-160 и 59,40/65,70 м. – у Ту-144 разных модификаций) можно предположить, что количество пассажиров 80-100 человек (у Ту-144) пришлось бы уменьшить до 40-60-ти, в случае пассажирской модификации Ту-160.

А ещё я вынужден согласиться, что «обычный полет Ту-160 проходит на скорости ниже скорости звука. Пассажирские же самолеты, такие как Concorde и советский Ту-144, большую часть своего полета совершали на сверхзвуковой скорости».

И - что «наибольшей проблемой Ту-160 (в случае его переделки  - КМ) является сильно укрепленная и массивная силовая конструкция центроплана, которая находится в самом центре самолета. По ее краям установлены узлы крепления поворотных консолей крыла - тех самых, которые откланяются назад при переходе самолета на сверхзвуковую скорость. Эта штука …находится в самом центре. Там в принципе невозможно поместить никакой пассажирский салон.

Поскольку эта конструкция является основой, скелетом всего самолета, переделать Ту-160 в пассажирский без фундаментального изменения конструкции невозможно. Единственная возможность разместить где-либо пассажиров - это два довольно больших бомбоотсека, расположенных впереди и позади центроплана» (4).

Однако, лично я (КМ), сказал бы, что не так  уж всё пессимистично - возможны несколько вариантов. Во-первых, не  страшно, если два салона нашего бизнес-джета будут отдельными. Да, это непривычно, но не значит, что плохо. Пускай будет два раздельных входа в самолёт для пассажиров, спереди и сзади, пускай салоны будут даже изолированными друг от друга – для самолёта бизнес-класса можно позволить себе ещё одну стюардессу во втором салоне.

Во-вторых, как известно, есть проект Ту-160 с другим крылом, схемы бесхвостка, как у Ту-144 (были же Ту-22 и Ту-22-МР, самолёты как бы одной модели, но разных модификаций, которые совершенно отличались друг от друга и по двигателям, по вооружению, по внешнему виду!).

А насчёт дозвукового и сверхзвукового режимов – кто сказал, что, при другой схеме, нельзя поменять и двигатели? В частности, почему бы не использовать двигатели от того же Ту-144?

Да, тяга будет другой, но можно вспомнить хотя бы ЯК-40, который, из-за необычно высокой тяговооружённости, взлетал почти как боевой истребитель. И, тем более, с двигателями можно «поиграть»…

В общем, только время покажет, что стоит за предложением нашего президента - экспромт ли это под большим эмоциональным воздействием от полёта первого в истории России нового «Белого лебедя» или детально проработанное техническое задание для конструкторов и производственников. Но если «тема выгорит», то она многое обещает.

Помимо строительства нового класса гражданских самолётов, потенциально весьма востребованного, может появиться ещё и совершенно новый класс военных самолётов - сверхзвуковая машина для доставки передовой группы десанта, с возможностью перехода на дозвуковой тихоходный режим, при её десантировании. Разве плохо будет, если у нас, помимо решения целей конверсии, появится ещё и возможность невероятно оперативного решения некоторых проблем?

Например, всего лишь за час, включая время взлёта и десантирования, перебросить группу бойцов за одну тысячу семьсот километров, на самые западные границы бывшей нашей общей родины, или в любую другую горячую точку Евразии, за срок чуть больший?..

                                                      *        *         *

                                                         Ссылки

1. Модернизированный Ту-160М поднялся в небо Казани: визит Владимира Путина

https://regnum.ru/news/2372222...

2. Сверхзвуковой бизнес-джет «Туполеву» пришлось бы создавать с нуля

https://vz.ru/economy/2017/11/...

3. Ту-160 («160», «К», «70») Black Jack. Межконтинентальный стратегический многорежимный ракетоносец

https://testpilot.ru/russia/tu...

4. Гражданский авиалайнер на базе ракетоносца Ту-160. Реально ли?

http://www.bbc.com/russian/fea...

                                             *        *        *

Специально для ИА REX   http://www.iarex.ru/

сайта "Канал независимых новостей"   http://cnl.su//

и журнала "Южнорусский фронт" на КОНТе   https://cont.ws/jr/juzhnorussk...

Источник

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Наверх
Пред След
Пред След
Пред След
Пред След
Константин МОчар: ЦЕНА АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ ДЛЯ БЫВШЕЙ УКРАИНЫ И «АТЛАНТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА»

06 февраля, 2018

Константин МОчар: ЦЕНА АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ ДЛЯ БЫВШЕЙ УКРАИНЫ И «АТЛАНТИЧЕСКО…

Санкции США против России и являются последним гвоздём, который история вколачивает в гроб «атлантического единства» В «...

Константин МОчар: О КОНТе, CNL.SU и других интернет-ресурсах, о качестве патриотической работы

29 января, 2018

Константин МОчар: О КОНТе, CNL.SU и других интернет-ресурсах, о качестве патриот…

Секрет успеха  интернет-ресурса - в интеллектуальном отборе материалов, а не "кармическом"? "Многие мои читатели знают, что имен...

О перспективах переговоров по Донбассу

29 января, 2018

О перспективах переговоров по Донбассу

По мере приближения к 3-й годовщине 2-х минских соглашений, несколько оживилиась тема переговоров о политическом урегулировании на Донбасс...

Константин МОчар: ПУТИН НЕ ДАЕТ УКРАИНЕ ОКОНЧАТЕЛЬНО УПАСТЬ

15 января, 2018

Константин МОчар: ПУТИН НЕ ДАЕТ УКРАИНЕ ОКОНЧАТЕЛЬНО УПАСТЬ

Почему произошло неожиданное усиление почти "убитого" экономического сотрудничества между Россией и бывшей Украиной? «Лидер обществ...

101 life

Администрация сайта не несет ответственности за содержание материалов размещенных на сайте независимыми авторами. Проект является независимым и придерживается свободы слова. Все права на материалы принадлежат их авторам.

Real time web analytics, Heat map tracking

101 life

Яндекс.Метрика
Besucherzahler
счетчик посещений

 

Рейтинг@Mail.ru